ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА-ВИКТОРИНА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ»
Цели и задачи мероприятия: проверка и
углубление знаний учащихся о народных и литературных сказках; формирование мотивации чтения; содействие
развитию памяти, логического мышления; воспитание интереса к книге и родному
слову, эстетического вкуса, сплочённости классного коллектива, умения работать
в команде.
ПОДГОТОВКА К ИГРЕ
1.
Класс делится на 3 команды.
2.
Представление команд (название и девиз).
3. Представление жюри.
Учитель.
Дорогие ребята, сегодня вам представится уникальная возможность побывать в
государстве, которого нет ни на одной современной политической карте.
Называется оно – Королевство сказок. А как вы
думаете, почему мы совершим путешествие именно в Сказку? (Потому что детям, да и взрослым очень нравятся
сказки, в сказке происходят чудеса, которые в настоящей жизни не возможны) Сегодня в одном из дворцов сказочной страны
состоится бал, на который пригласили и нас. (Слайд 2) В сказочной стране очень
много волшебных городов, замков и всяких чудес, поэтому очень легко
заблудиться. А чтобы этого не произошло, в приглашении есть маршрут нашего
путешествия, но сначала я хочу, чтобы вы угадали, герои какой сказки устраивают в своём
дворце праздник.
Подсказка: Холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зелёный над холмом.
А теперь стоит на нём
Новый город со дворцом,
С златоглавыми
церквами,
С теремами и садами…
(по
щелчку ответ – князь Гвидон и Царевна Лебедь)
- Итак,
путешествие начинается!.. (Слайд 3) Но попасть в королевство Сказок могут лишь те, кто пройдёт таможенный
контроль. Посмотрите на маршрутный лист: отправной пункт нашего путешествия – таможня.
Слайд
4: Командам предстоит заполнить
пассажирские декларации, чтобы пересечь границу сказочной страны. (Работа в
группах - приложение 1)
Учитель. Пока
жюри выставляет баллы, давайте проверим ваши ответы. Слайд 5: Вымышленный занимательный
и поучительный рассказ о необыкновенных, фантастических событиях – это (сказка).
Сказки делятся на (волшебные, бытовые и о животных). Самые древние из сказок –
(о животных)
Слайд 6: Сказки, в которых
действуют фантастические существа, а с героями случаются чудесные превращения
– (волшебные). Сказки, героями которых
являются обычные люди, добивающиеся успеха не с помощью волшебства, а благодаря
своим лучшим качествам, называются (бытовыми).
Слайд 7: Слова,
предшествующие сказке
– (присказка).
Традиционное начало сказки – (зачин). Заключительные слова в сказке –
(концовка). В сказках много
преувеличений –
(гипербол). А
какие ещё особенности сказки вы знаете? Для сказки характерно использование
одинаковых слов и эпизодов – это (повторы). А язык сказок делают ярким,
образным и выразительным (пословицы и
поговорки, устойчивые выражения). А как называется поучительный смысл, главная
мысль сказки? (Мораль)
Молодцы!
Вы прошли таможенный контроль, и мы можем отправляться в путь (Слайд 8) . А вот и летучий корабль –
но кто ответит: какие слова нужно произнести, чтобы он поднялся в небо? (Ответ
по щелчку)Земля прощай, в добрый путь!
(Жюри объявляет баллы команд)
Слайд 9: Мы прибыли в Лукоморье, где всех прибывающих
встречает Баба Яга, которая по случаю праздника превратила
избушку на курьих ножках в камеру хранения. И я хочу попросить команды
ответить на вопрос, кто из сказочных героев
оказался в Лукоморье раньше нас, судя по вещам, оставленным в камере
хранения? (Назвать сказку)
Слайды 10 - 12 I
1.
Корзина подснежников. (Падчерица из сказки «12 месяцев»)
2.
Блестящая лакированная скорлупка грецкого ореха. (Дюймовочка)
3.
Азбука. (Буратино)
Слайды 13 - 15 II
1.
Мышка и яйцо («Курочка ряба»)
2.
Открытое оконце ( «Колобок»)
3.
Санки. (Кай, «Снежная королева»)
Слайды 16 - 18 III
1.
Петух с косой («Заюшкина избушка»»
2.
Огород и росток (Репка)
3.
Сапоги (Кот, «Кот в сапогах»)
(Жюри
подводит итоги)
Учитель. На бал приглашены не только сказочные герои. Почётные гости – поэты и писатели, подарившие нам
любимые сказки. Они сейчас отдыхают в гостинице, заглянем туда и мы. (Слайд 19) Сейчас каждая команда
составит список приехавших сказочников и определит, в каких из номеров
гостиницы они остановились, а если
правильно заполнит клетки кроссворда, то сможет ответить ещё на вопрос: кто из
авторов, как самый почётный гость,
поселился в номере люкс. (Работа в группах - приложение
2)
Слайд
20: - Пока жюри выставляет баллы, давайте
проверим ваши ответы.
(Жюри
подводит итоги)
Учитель.
Некоторые гости в ожидании начала праздника решили посетить картинную галерею
сказочного дворца (Слайд 21),
давайте мы тоже совершим экскурсию по её залам и полюбуемся выставкой картин
замечательного русского художника В.М.Васнецова. Что вы о нём знаете? (
Ответы ) А кто ответит на вопрос: какой сказочный
предмет так вдохновил художника, что он написал 2 картины с одинаковым названием?
(Слайды 22, 23)
В.М.Васнецов
создал много, картин на темы русских народных сказок, давайте вспомним названия
самых известных из них. (Слайды 24 – 32)
(Слово жюри)
Учитель.
А мы продолжаем наше путешествие. (Слайд
33) Сейчас мы побываем на сказочной почте. К сожалению, не все приглашённые
успели приехать, но они прислали телеграммы. Правда, в телеграммах
отсутствующих гостей нет подписи, и поэтому нам нужно дополнить её текст, ответив
на вопросы: кто прислал телеграмму? Из какой сказки этот герой? (работа в
группах - приложение 3)
- Пока
жюри выставляет баллы, давайте посмотрим на правильные ответы (проверка по
щелчку). I
1.
«Прибыть на праздник не могу, так как от меня сбежали брюки» («Мойдодыр»,
мальчик-неряха)
2.
«Как услышите гром да стук, не пугайтесь. Это я в коробчонке к вам спешу» ( «Царевна-лягушка», Василиса Премудрая )
(Слайд 34)
II
1.
«Приехать не могу. Срочно вызвали в Африку». ( «Доктор Айболит» )
2.
«Улетел в путешествие с Мартином. Когда вернусь, не знаю» (
«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями по Швеции», Нильс )
(Слайд 35)
III
1.
«Снова опоздаю. Опять потеряла туфельку». ( «Золушка» )
2.
«Немного позже буду, когда верну домой посуду»
( «Федорино горе» )
(Слово жюри)
Учитель.
Наконец, все гости в сборе, и бал начинается. (Слайд 36) Объявляется первый
танец. Нам нужно составить пары для
первого танца и помочь потерявшимся героям из одной сказки найти друг
друга (работа в группах - приложение 4 – проверка по щелчку)
(Пока
жюри подводит итоги, можно включить в викторину небольшую танцевальную
программу. После музыкальной паузы -
подведение итогов игры, награждение победителей)