Урок нравственности.
Тема: «Что значит жить достойно?»
Цель: раскрыть очень важное нравственное понятие «достоинство» и на конкретных примерах показать, что значит – жить с достоинством.
Материалы: написанные в виде плаката название урока, определение понятия «достоинство», высказывание И. Канта: «Жить- с нравственным законом в душе», карточки с высказываниями выдающихся деятелей.
План:
1.Вступление. Анализ понятия «достоинство».
2.Основная часть. Анализ ситуаций. Дискуссия. Игра «Что угодно для души?». Выбор изречений, суждения о них.
3.Подведение итогов. Заключительное слово учителя.
1) Вступление.
- Ребята посмотрите на доску. На ней написаны две трактовки понятия «достоинство».
«Достоинство» - категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признаётся ценность личности».
«Достоинство» - совокупность свойств, характеризующих высокие моральные качества, а также сознание ценности этих свойств и уважение к себе».
Что их роднит?
А теперь, оперируя этим понятием, попробуйте определить, что означают слова – «чувство собственного достоинства». Мы слышим иногда, когда о человеке говорят: «у него есть чувство собственного достоинства». Что это такое? Верно, это чувство «себя», своего «я».
А что главное в этом чувстве? Какова его основа? Правильно, самоуважение. Но оно не должно быть преувеличено, не должно доминировать над нравственностью, над моральными принципами.
А на чём должно быть основано самоуважение? Только ли на отношении к себе или…Да, на уважении к другому. Только уважая другого, можно требовать уважения к себе.
2) Основная часть.
А теперь проанализируем две ситуации.
Ситуации пренебрежения и неуважения других
Ситуация 1.
Саша пришёл в новую школу в 11-й класс. Скоро стало ясно: ровный его характер, доброжелательная манера держаться, а главное, широкая эрудиция сулят немало хороших минут интересного общения с этим молодым человеком. Как – то сразу все потянулись к нему.
Но прошёл месяц – другой, и Саша всё чаще входил в класс один. На это обстоятельство педагоги почти не обратили внимание. Но вот однажды на уроке физики, после захватывающего ответа Саши о философском значении теории относительности, педагог предложила ему подготовить об этом доклад. Саша отказался. Сам отказ не смутил учителя, время подготовки к выпускным экзаменам – возможно, её предложение нарушило Сашины планы. Но, желая смягчить отказ, он сказал:
-Я не понимаю, какой смысл в таком докладе?! Именно вы, учитель, уже представляете мои возможности, а им, - он кивнул в сторону класса, - это ник чему. Каждый может и должен искать сам…
Ситуация 2.
В один дом был приглашён на семейное торжество очень способный молодой человек. Собралось много гостей, и все долго не садились, дожидаясь его. Но он опаздывал. Так и не дождавшись, утомившиеся гости, наконец, заняли свои места. Юноша явился спустя час. Он не пытался извиниться за опоздание, лишь весело бросил на ходу:
- Встретил знакомого, знаете (он небрежно назвал имя известного учёного), да и заболтался.
Потом он, с трудом протискиваясь между мебелью и причиняя неудобства гостям, обошёл стол и каждому сидящему фамильярно протягивал руку. За столом вёл себя оживлённо, говорливо и на весь вечер завладел застольной беседой. Другим он почти не давал и рта раскрыть: говорил сам или комментировал каждое слово окружающих.
Похожи ли эти ситуации? Чем? (ответы учащихся). Да, верно, герои очень ценят себя, уважают как личность, но пренебрежительно относятся к тем, кто их окружает. Что вы посоветуете героям?
Кто решает, как определить, что достоинство, а что нет? Почему мы все с вами увидели, что поступки юношей недостойны? Да, ценность деяний человека определяет опыт предыдущих поколений, многовековая культура. Так возникла и этическая культура как образ жизни, достойный или недостойный наивысших ценностей бытия. Поэтому не случайно существует выражение: общечеловеческие ценности. Мы говорим: « Он вышел из этой ситуации достойно!» «Он не достоин этого звания», или: «Он достоин большего». Жизнь каждой отдельной личности должна быть достойна нравственных ценностей.
А как вы понимаете, что значит – жить с достоинством? Это значит, жить согласно общечеловеческим нравственным ценностям или, как говорил известный философ И. Кант, « с нравственным законом в душе».
Что же важно для нашей души? Какие нравственные качества вы бы выделили особо?
Проводится игра «Что угодно для души?».
Игре предшествуют слова:
В этой маленькой корзинке
Много качеств разных есть,
Всех их нам не перечесть,
Выбирая не спеши:
Бери, что важно для души.
( Ребятам предлагается учителем импровизированная корзинка. Ученик вынимает листок в виде ромашки и заполняет его, выбирая желаемое нравственное качество.)
- Видите, все названные вами качества являются нравственными ценностями человека. Жить, ориентируясь на эти ценности, - это и значит жить с достоинством. Обратимся ещё к одной ситуации.
В седьмом классе пропал журнал. Начались поиски. Всё это было очень тревожно, потому что случилось это перед окончанием учебного года, и журнал был необходим для подведения итогов успеваемости по всем дисциплинам. Казалось, всякая надежда была потеряна, и тут к воспитателю подошёл юноша и заявил, что может назвать того, кто взял журнал. Педагог, подумав, ответил:
- Знаете, пожалуй, такой ценой мне журнал не нужен.
- Какой ценой? – остолбенел юноша.
- Ценой вашего падения.
Что больше всего ценил учитель в своих учениках? Достоин ли уважения данный юноша? Почему?
Рассмотрим ещё одну жизненную ситуацию.
Игорь решил провести отпуск со своими друзьями у моря. В один их погожих дней компания вышла на маленьком рыболовном судёнышке в море. В трёх милях от берега неожиданно отказал мотор, а затем, по непонятным причинам. Баркас начал тонуть. Не успев понять, что происходит, Игорь, три его друга и хозяин судна оказались в воде. Рядом плавали обломки мачты и несколько деревянных палубных решёток. Один из друзей признался, что не умеет плавать.
Командование на себя взял Игорь:
- Приказ №1: каждому, держась за обломки мачты или деревянную решётку, медленно плыть к берегу, работая только ногами. Приказ №2: Виктору (не умеющему плавать) просто держаться за мою доску, но не мешать мне плыть.
Как проявил себя Игорь в сложившейся ситуации? Достойно ли его поведение уважения? Почему? Какие нравственные черты характера проявились в его поступке?
Ребята! Достоинство, самоуважение, умение человека правильно их проявлять, очень важны в жизни. Не случайно напутствия нам всем давали очень влиятельные люди: философы, писатели, критики.
Выберите в качестве напутствия для себя одно из изречений, объясните свой выбор.
Изречения напечатаны на компьютере и разложены на партах.
Один из высочайших принципов истинной нравственности заключается в уважении к человеческому достоинству во всяком человеке, без различия лица, прежде всего за то, что он – человек, а потом уже за его личные достоинства. (В.Г.Белинский)
Наиболее полно и концентрировано выражается воспитанность и нравственная культура человека в том, что бы мерить одинаковой мерой и равно ценить как собственное, так и чужое достоинство. (Ф.Бэкон)
Тот, кто не понимает своего назначения, всего чаще лишён чувства собственного достоинства. (Ф.М Достоевский)
Большая ошибка - мечтать о себе больше, чем следует, и ценить себя ниже, чем стоишь. (И.Гёте)
От недостатка уважения к себе происходит сколько и от излишнего к себе уважения. (М.Монтень)
Сомнение в своём достоинстве - малодушное самоуважение. (В. Шекспир)
3)Подведение итогов.
- Наш разговор подошёл к концу. Какой вывод вы сделали для себя?
Заключительное слово педагога: «Ребята в романе Ч.Айтматова «Плаха» есть очень хорошие слова: «Человек – сам судья и сам творец каждого для нашего». Вот и мы с вами должны анализировать прожитый день: что сделано не так, что мы осудим в себе, что одобрим. Анализируя, мы должны помнить с вами: то, что направлено на благо других, достойно одобрения. И очень хотелось бы, чтобы каждый поступок свой оценивали с позиции самоуважения и уважения к людям. Пусть о каждом из вас скажут: « Он, она – достойны уважения!» Спасибо за откровенный разговор».