Глава 1.Общие положения
Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
Учебная программа является учебно-нормативным документом, определяющим по каждому учебному предмету/дисциплине содержание и объем знаний, умений, навыков соответственно возрастным познавательным возможностям учащихся.
Учебная программа по предмету разработана на основе принципа «спиральности», согласно которой большинство целей обучения и тем по истечении определенных академических периодов обучения (в течение учебного года или в следующих классах) рассматриваются вновь с постепенным углублением, усложнением и наращиванием объема знаний и навыков по ним.
Учебная программа реализуется в соответствии с долгосрочным планом, определяющим последовательность изучения разделов программы в течение учебного года. Распределение часов, а также последовательность изучения тем в четверти может варьироваться по усмотрению учителя. Долгосрочный план может являться основой для разработки календарно-тематического планирования.
Учебная программа ориентирует процесс обучения на использование методического потенциала каждого предмета для осознанного усвоения учащимися знаний и приобретения умений по предметным областям, развитие самостоятельности путем овладения способами учебной, проектной, исследовательской деятельности, умениями ориентироваться в социокультурном пространстве.
Учебная программа включает традиционные функции учебно-нормативного документа с описаниями инновационных педагогических подходов к организации образовательного процесса в современной школе. Подходы к обучению являются основными ориентирами в построении принципиально новой структуры учебной программы по предмету.
Одним из основных требований к процессу обучения на современном этапе является организация активной деятельности обучающегося по самостоятельному «добыванию» знаний. Такой подход способствует не только приобретению предметных знаний, социальных и коммуникативных навыков, но и личностных качеств, которые позволяют ему осознавать собственные интересы, перспективы и принимать конструктивные решения. Активная познавательная деятельность обучающегося приобретает устойчивый характер в условиях сотворчества и поддержки учителя как партнера, консультанта.
Такого характера усиление личностно-ориентированного образования возможно при использовании интерактивных методов обучения, которые в различных сочетаниях создают предпосылки для сотрудничества всех участников образовательного процесса, не допуская авторитарности во взаимоотношениях. Использование диалоговых и рефлексивных технологий сочетается с организацией проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Все инновационные подходы к организации образовательного процесса превращают обучение в модель общения учащихся в реальном творческом процессе, предполагающий активный обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Учебная программа конкретного предмета позволяет развивать активность ученика в познавательном и социальном плане путем организации учебной проектной деятельности, ориентированной на использование материалов регионального характера (объекты, предприятия, источники информации). Проектная деятельность воспитательного характера, осуществляемая в рамках достижения целей обучения данного предмета, может быть организована в партнерстве с родителями, представителями местного сообщества.
В учебных программах каждого предмета предусмотрена реализация трехъязычного образования, которая предполагает обучение не только трем языкам, но и организацию внеурочной деятельности учащихся на трех языках (казахском, русском и английском). Вклад каждого предмета в создание полиязычной обучающей среды в совокупности обеспечивает реализацию политики трехъязычного образования. Коммуникативный подход, являясь основой обучения языкам, рассматривается как ведущий принцип развития речевой деятельности, учащихся средствами каждого учебного предмета – обмен знаниями и навыками в различных учебных ситуациях, правильное использование системы языковых и речевых норм.
В процессе усвоения предметного содержания и достижения целей обучения необходимо создать предпосылки/условия для развития у учащихся навыков применения информационно-коммуникационных технологий, включая поиск, обработку, извлечение, создание и презентацию необходимой информации, сотрудничество для обмена информацией и идеями, оценивание и совершенствование своей работы через использование широкого спектра оборудования и приложений.
В учебной программе сформулированы ожидаемые результаты, представленные в виде системы целей обучения, которые служат основой для определения содержания учебного предмета. В содержательном аспекте учебные программы раскрывают вклад конкретного учебного предмета в воспитание учащегося как субъекта своего учения и субъекта межличностного общения.
Учебные программы обеспечивают реализацию принципа единства воспитания и обучения, основанного на взаимосвязанности и взаимообусловленности ценностей образования и результатов на «выходе» из школы с системой целей обучения конкретного предмета.
Отличительной особенностью учебных программ является их направленность на формирование не только предметных знаний и умений, а также навыков широкого спектра. Выстроенная система целей обучения является основой развития следующих навыков широкого спектра: функциональное и творческое применение знаний, критическое мышление, проведение исследовательских работ, использование информационно-коммуникационных технологий, применение различных способов коммуникации, умение работать в группе и индивидуально, решение проблем и принятие решений. Навыки широкого спектра являются залогом успешности учащихся, как в школьной образовательной практике, так и в перспективе, после окончания школы.
Современные инновации в экономике, изменения на рынке труда обуславливают необходимость владения такими навыками, которые в совокупности позволяют учащимся анализировать и оценивать ситуацию и информацию для решения задач, творчески использовать имеющиеся знания и опыт для синтеза новой идеи и информации. Актуальными становятся такие личностные качества как инициативность, любознательность, готовность к изменениям, коммуникабельность.
Содержание ежедневного образовательного процесса по конкретному предмету подчинено целям обучения и ориентировано на формирование у учащихся готовности творчески использовать приобретенные знания, умения и навыки в любой учебной и жизненной ситуации, развитие настойчивости в достижении успеха, мотивирует к обучению в течение всей жизни.
Развитие личностных качеств в органическом единстве с навыками широкого спектра являются основой для привития учащимся базовых ценностей образования: «казахстанский патриотизм и гражданская ответственность», «уважение», «сотрудничество», «труд и творчество», «открытость», «образование в течение всей жизни». Эти ценности призваны стать устойчивыми личностными ориентирами учащегося, мотивирующими его поведение и повседневную деятельность.
Цельобучения учебному предмету «Русская литература»– способствовать формированию духовных ценностей человека через восприятие и анализ художественных произведений, воспитывать компетентного читателя, способного на основе личностного выбора использовать знания, умения и навыки для познания мира и самого себя.
7. Задачи обучения по учебному предмету «Русская литература»:
формироватьзнания,уменияи навыки,способствующиеуспешнойсоциальнойадаптации, наоснове русской, казахской и мировойлитературыикультуры;
способствовать усвоению литературоведческих понятий,позволяющих обучающимся более глубоко понимать авторский замыселпроизведений художественной литературы;
формировать навыки критического анализа, сравнения, обобщения, умения устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, классифицировать явления, строить логическиеи критическиерассуждения,умозаключенияи выводы на основе анализа произведений;
развивать коммуникативные навыки на основе глубокого понимания и анализа художественных произведений различных жанров.
Глава 2. Организация содержания учебного предмета «Русская литература»
Объем учебной нагрузки учебного предмета «Русская литература» составляет:
1) в 5 классе– 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;
2) в 6 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;
3) в 7 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;
4) в 8 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;
5) в 9 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году.
Содержаниепрограммы поучебному предмету«Русская литература»организованопоразделамобучения. Разделысостоят изподразделов,которыесодержатвсебецелиобученияпоклассамввидеожидаемых результатов:навыкаилиумения,знанияилипонимания.
Целиобучения,организованныепоследовательновнутрикаждогоподраздела,позволяютучителямпланироватьсвою работуиоцениватьдостиженияучащихся,атакжеинформироватьихоследующихэтапах обучения.
Содержание учебного предмета составляют 3 раздела: «Понимание и ответы по тексту», «Анализ и интерпретация текста», «Оценка и сравнительный анализ».
Раздел «Понимание и ответы по тексту» включает следующие подразделы:
1) Понимание терминов;
2) Понимание художественного произведения;
3) Чтение наизусть и цитирование;
4) Составление плана;
5) Пересказ;
6) Ответы на вопросы.
Раздел «Анализ и интерпретация текста» включает следующие подразделы:
1) Жанр;
2) Тема и идея;
3) Композиция;
4) Анализ эпизодов;
5) Характеристика героев;
6) Художественный мир произведения в разных формах представления;
7) Отношение автора;
8) Художественно-изобразительные средства;
9) Творческое письмо.
Раздел «Оценка и сравнительный анализ» состоит из следующих разделов:
1) Оценивание художественного произведения;
2) Сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства;
3) Сопоставление произведений литературы;
4) Оценивание высказываний.
Базовое тематическое содержание
5 класс
Понимание и ответы по тексту: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм; общее представление о художественном произведении, осмысление темы; выразительное чтение наизусть фрагментов текстов небольшого объема (поэтических, прозаических); простой план; краткий пересказ содержания произведения или отрывка; краткий и полный ответ на вопрос.
Анализ и интерпретация: определение жанра (былина, сказка, литературная сказка) и его признаков и поддержке учителя; определение основной мысли произведения при поддержке учителя; выделение в тексте произведения элементов композиции при поддержке учителя; анализ эпизодов, важных для характеристики главных героев, при поддержке учителя; характеристика героев при поддержке учителя; анализ художественного пространства и оформление своего представления в рисунках, схемах, кластерах и др.; определение отношения автора к главным героям при поддержке учителя; анализ изобразительных средств в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм и др.) при поддержке учителя; написание творческих работ (сказок, рассказов, мини-сочинений на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям и др.).
Оценка и сравнительный анализ: участие в обсуждении произведения, выражение своих мыслей и чувств; сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства, объяснение сходств и различий; сопоставление произведений (или фрагментов) русской, казахской и мировой литературы, близких по тематике, при поддержке учителя; оценивание устных и письменных высказываний (своих, одноклассников и др.) с точки зрения соответствия теме.
Изучаемые произведения:
1.Былины. Цикл об Илье Муромце
2. А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»
3. М.Ю. Лермонтов. «Бородино»
4. М. Шаханов. «Отрарская поэма о побеждённом победителе, или Просчёт Чингисхана»
5. В.А. Жуковский. «Сказка о царе Берендее»
6. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
7. К. Д. Бальмонт. «Фейные сказки»
8. Г.Х. Андерсен. «Снежная королева»
9. О. Уайльд. «Соловей и роза»
10. К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб»
11. Г.В. Черноголовина. «Сказка об одном зёрнышке»
12. А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила»
13. М.М. Пришвин. «Кладовая солнца»
6 класс
Понимание и ответы по тексту: художественный мир, миф, мифический герой, мифологический образ, рассказ, повесть, пьеса-сказка, афиша, ремарка, портрет, пейзаж, метафора, олицетворение, риторические фигуры, антитеза, перифраз, эпос, лирика, драма как роды литературы; общее представление о художественном произведении, главная и второстепенная информация; выразительное чтение наизусть фрагментов текстов (поэтических, прозаических, драматических); простой цитатный план; краткий, подробный пересказ содержания произведений небольшой эпической или драматической формы, выражение своего мнения о героях и событиях; развернутый ответ на вопрос.
Анализ и интерпретация: определение жанра (рассказ, повесть, пьеса-сказка) и его признаков; определение основной мысли произведения с опорой на его структурные элементы; выделение в тексте произведения элементов композиции, объяснение их роли в сюжете произведения; анализ эпизодов драматических и прозаических произведений, важных для характеристики главных героев; характеристика героев с использованием плана и цитат из текста; анализ художественного пространства и времени и оформление своего представления в рисунках, схемах, кластерах и др.; определение отношения автора к главным и второстепенным героям; анализ изобразительных средств (метафор, олицетворений) и фигур поэтического синтаксиса (риторические вопросы, обращения, восклицания, антитезы, перифразы и др.); творческие работы (мифы, рассказы, мини-сочинения на литературные темы, сравнительные характеристики и др.), выражение своего понимания прочитанного, использование изобразительных средств языка.
Оценка и сравнительный анализ: участие в обсуждении произведения, оценивание поступков главных героев; сравнение художественных произведений с произведениями других видов искусства, объяснение сходств и различий при поддержке учителя (план сравнительной характеристики); сопоставление произведений (или фрагментов) русской, казахской и мировой литературы, близких по тематике и проблематике; оценивание устных и письменных высказываний (своих, одноклассников и др.) с точки зрения полноты раскрытия темы, уместности цитирования.
Изучаемые произведения:
1. Мифы Древней Греции (о Геракле, Прометее, Икаре, Актеоне)
2. Е.В. Курдаков. «Псы Актеона»
3. Славянская мифология (миф о Солнце, мифы о представителях низшей мифологии)
4. Тюркская мифология (миф о создании мира)
5. Библейская мифология (о Вавилонской башне, царе Соломоне, Содоме и Гоморре)
6. Б.Л. Пастернак. «Рождественская звезда»
7. Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»
8. Ф.М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке» (или Л.Н.Андреев. «Ангелочек»)
9. В.Токарева. «Рождественский рассказ»
10. И.С. Тургенев. «Муму»
11. Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»
12. В.С. Высоцкий. «Песня о друге»
13. А.Н. Островский. «Снегурочка»
14. С.Я. Маршак. «Умные вещи»
15. М.Ю. Лермонтов. «Русалка»
7 класс
Понимание и ответы по тексту: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление, классицизм, фантастический рассказ, комедия, фэнтези, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художественная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора; понимание художественного произведения в деталях, известная и неизвестная информация; самостоятельно нахождение в тексте и выразительное чтение наизусть цитат, фрагментов произведений, связанных с характеристикой лирического героя и/или образа-персонажа; сложный план; краткий, подробный, выборочный пересказ содержания произведения или отрывка, выражение своего мнение о героях и событиях; аргументированный ответ на проблемный вопрос.
Анализ и интерпретация: определение жанра (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ) и его признаков; определение темы и идеи произведения, выражение своего мнения о поступках героев; выделение в тексте произведения элементов композиции, объяснение роли эпиграфа и его смысла; анализ в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизодов, важных для характеристики главных и второстепенных героев; характеристика героев произведения на основе деталей и цитат из текста; анализ сюжета и композиции, художественных образов и оформление своего представления в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др.; определение отношения автора к главным и второстепенным героям, аргументация своей позиции; анализ изобразительных средств и фигур поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основных приемов комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм) и др.; творческие работы (сочинения, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражение своего отношения к прочитанному, использование изобразительных средств языка.
Оценка и сравнительный анализ: участие в обсуждении произведения, выражение мнения о героях и событиях; сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства, характеристика сходств и различий в средствах создания образов; сопоставление произведений (или фрагментов) русской, казахской и мировой литературы, близких по тематике/ проблематике/ жанру; оценивание устных и письменных высказываний (своих, одноклассников и др.) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства.
Изучаемые произведения:
1.Притча о блудном сыне, легенда об Арионе
2.А.С. Пушкин «Арион», «Анчар»
3. А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»
4.К.Г. Паустовский «Телеграмма»
5.Стихотворения А.С. Пушкина, С.А. Есенина, А.А. Фета
6.У. Блейк. «Тигр»
7.О.О. Сулейменов. «Волчата»
8.Р. Бредбери. «Зеленое утро»
9.А.Новоселов. «Санькин марал»
10.И.А. Крылов. Басни
11. Д.И. Фонвизин. «Недоросль»
12.М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил»
13.М.М. Зощенко. Сатирические рассказы (по выбору учителя)
14.В.А. Жуковский. Баллады
15.В. Набоков. «Рождество»
16.В. Тендряков. «Хлеб для собаки»
17. Д. Толкиен. «Хоббит, или Туда и Обратно»
8 класс
Понимание и ответы по тексту: романтизм и реализм как литературные направления, исторический образ (персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ, психологический параллелизм, афоризм, эпиграф, прототип, автобиографизм; понимание художественного произведения, критически осмысливая информацию, различать открытую и скрытую (подтекст) информацию; самостоятельное нахождение в тексте и выразительное чтение наизусть цитат, фрагментов, отражающих тематику произведения; сложный цитатный план; пересказ содержания произведения или отрывка, использование разных приемов цитирования; аргументированный ответ на проблемный вопрос, использование цитат.
Анализ и интерпретация: определение жанра (трагедия, комедия, поэма) и его признаков; определение темы и идеи произведения, выражение своего мнения о проблематике; выделение в тексте произведения элементов композиции, объяснение значения вставных эпизодов; анализ эпизодов произведений, объяснение их связи с проблематикой и роли в развитии сюжета; характеристика героев произведения, их поступков, мотивов поведения, значения имен и фамилий;анализ системы образов, хронотопа, структуры произведения и оформление своего представления с помощью различных способов свёртывания информации (схем, таблиц, интеллект-карт, ментальных карт, ПОПС-формул, диаграмм и пр.); способы выражения авторского отношения к героям; способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись, фигуры поэтического синтаксиса (риторические фигуры, антитезы, перифразы инверсии, анафоры, градацию), литературные приемы (символ, психологический параллелизм, автобиографизм) и др.; написание творческих работ (письмо литературному герою, сценарии и др.), выражение отношения к герою, его поступкам, использование изобразительных средств.
Оценка и сравнительный анализ: участие в обсуждении произведения, отстаивание своей точки зрения, оценивание поведения, поступков героев, позиции автора; сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства, характеристика специфических средств создания образов в разных видах искусства; сопоставление произведения (или фрагментов) русской, казахской и мировой литературе, близких по тематике/
проблематике/ жанру с учетом особенностей национальной культуры; оценивание устных и письменных высказываний (своих, одноклассников и др.) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного единства и фактологической точности.
Изучаемые произведения:
1.Н.А. Некрасов. «Школьник», «Крестьянские дети»
2.В. Распутин. «Уроки французского»
3.Ч. Айтматов. «Белый пароход»
4. У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»
5. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»
6. Лирика поэтов 19 века
7. О.О. Сулейменов. «Последнее слово акына Смета»
8.Н.В. Гоголь. «Ревизор»
9. А.П. Чехов. Рассказы (по выбору учителя)
10.В. М. Шукшин. Рассказы (по выбору учителя)
11. М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»
12. А. Грин. «Алые паруса»
13. А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»
14. М. Цветаева. Лирика
15. А. Ахматова. «У самого моря»
9 класс
Понимание и ответы по тексту: жанр, сонет, роман, святочный рассказ, лирическое отступление, типизация, психологизм, внутренний монолог, оксюморон, хронотоп, градация, парцелляция, афоризм; понимание художественного произведения, критическое осмысление информации, выражение отношения к услышанному или прочитанному; самостоятельное нахождение в тексте и выразительное чтение наизусть цитат, фрагментов, связанных с проблематикой произведения; тезисный план; пересказ содержания произведения, использование разных приемов пересказа, творческое переосмысление развития сюжета; развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос со ссылкой на источники.
Анализ и интерпретация: определение жанра и его признаков (сонет, роман, роман в письмах, святочный рассказ); определение темы и идеи произведения, выражение мнения об их актуальности и аргументация своей позиции; выделение в тексте произведения элементов композиции, различие видов композиции, объяснение значения лирических отступлений; анализ в произведении эпизодов, важных для определения конфликта, объяснение связи с другими эпизодами; характеристика героев произведения на основе их социальных и межличностных отношений; анализ художественного мира произведения, оформление своего представления с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы и пр.); способы выражения авторского отношения к героям и изображаемым событиям; анализ средств и приемов создания образов, изобразительных средств и фигур поэтического синтаксиса (эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений, риторических фигур, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры, градации, парцелляции) и др.; написание сочинений на литературные и свободные темы, рецензии (на спектакли и/или экранизации произведения) и др.
Оценка и сравнительный анализ: участие в обсуждении произведения, объяснение своей позиции с учетом различных мнений, оценивание актуальности проблематики произведения; сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства, характеристика сходств и различий в средствах создания образов, выделение индивидуальных авторских приемов; сопоставление произведений (или фрагментов) русской с казахской и мировой литературы, близких по тематике/ проблематике/ жанру, учетом особенностей национальной культуры, объяснение позиции авторов; оценивание устных и письменных высказываний (своих, одноклассников и др.) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного и стилевого единства, фактологической точности.
Изучаемые произведения:
1. У. Шекспир. Сонеты
2. П.Н. Васильев. «И имя твоё…» и другие стихотворения
3. А.С. Пушкин. Лирика, «Цыганы»
4. И.С. Тургенев. «Ася»
5. А.И. Куприн. «Олеся»
6. Н.В. Гоголь. «Шинель»
7. Ф.М. Достоевский. «Бедные люди»
8. Л.Н. Толстой. «После бала».
9. А.И. Куприн. «Гранатовый браслет»
10.А.С. Грибоедов. «Горе от ума»
11. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»
12. А.С. Пушкин. «Пиковая дама»
13. А.П. Чехов. «Анна на шее» и другие рассказы
14. Н.С. Лесков. «Жемчужное ожерелье»
15. Ги де Мопассан. «Ожерелье»
Глава 3. Система целей обучения
Учителя вправе самостоятельно определять порядок изучения подразделов или целей обучения в рамках раздела и соответствующей четверти. Учителя имеют право самостоятельно определять количество времени, необходимое для изучения темы и достижения цели обучения. Учителя имеют право разрабатывать задания, нацеленные на достижение более чем одной цели обучения. Учебная программа предоставляет учителям возможность преобразовать цель обучения на несколько целей урока / уроков, выполнение которых в совокупности приведет достижению цели обучения из учебной программы.
1) Понимание и ответы по тексту
Обучающиеся должныуметь: |
|||||
Подраздел |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
ПО1 Пониманиетерминов |
5. ПО 1. понимать термины: художест-венная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художест-венное время и пространст-во, конфликт, герой, повествова-тель, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм |
6. ПО 1. понимать термины: художествен-ный мир, миф, мифический герой, мифологичес-кий образ, рассказ, повесть, пьеса-сказка, афиша, ремарка, портрет, пейзаж, метафора, олицетворе-ние, риторические фигуры, антитеза, перифраз; эпос, лирика, драма как роды литературы |
7. ПО 1. понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление, классицизм, фантастичес-кий рассказ, комедия, фэнтези, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художествен-ная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора |
8. ПО 1. понимать термины: романтизм и реализм как литератур-ныенаправле-ния, историчес-кий образ (персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ, психологи-ческийпаралле-лизм, афоризм, эпиграф, прототип, автобиогра-физм |
9. ПО 1. понимать термины: жанр, сонет, роман, святочный рассказ, лирическое отступление, типизация, психологизм, внутренний монолог, оксюморон, хронотоп, градация, парцелляция,афоризм |
ПО2 Пониманиехудожест-венногопроизведе-ния |
5. ПО 2. иметь общее представле-ние о художествен-ном произведе-нии, осмысливать тему |
6. ПО 2. иметь общеепредставле-ние о художествен-ном произведе-нии, понимать главную и второстепен-ную информацию |
7. ПО 2 понимать художествен-ное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию |
8. ПО 2. понимать художест-венноепроизведе-ние, критически осмысливая; различать открытую и скрытую (подтекст) информа-цию |
9. ПО 2. понимать художест-венноепроизведе-ние, критически осмысливая; выражать своё отношение к услышанно-му или прочитанно-му |
ПО3 Чтениенаизусть ицитирова-ние |
5. ПО 3. читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические) |
6. ПО 3. читать наизусть выразительнофрагменты текстов (поэтических, прозаических, драматичес-ких) |
7. ПО 3. самостоятель-но находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характерис-тикой лирического героя и/или образа персонажа |
8. ПО 3. самостоя- тельно находить в тексте и выразитель-но читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведе-ния |
9. ПО 3. самостоя-тельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблемати-кой произведения
|
ПО4 Составле-ниеплана |
5. ПО 4. составлятьпростойплан |
6. ПО 4. составлять простой цитатный план |
7. ПО 4. составлятьсложныйплан |
8. ПО 4. составлять сложный цитатный план |
9. ПО 4. составлятьтезисныйплан |
ПО5 Пересказ |
5. ПО 5. кратко пересказывать содержание произведения или отрывка |
6. ПО 5. пересказывать (кратко, подробно) содержание произведения небольшой эпической или драматичес-кой формы, выражая своё мнение о героях и событиях |
7. ПО 5. пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведенияили отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях |
8. ПО 5. пересказы-вать содержание произведе-нияили отрывка, используя разные приемы цитирования |
9. ПО 5. пересказы-вать содержание произведе-ния, используя разные приемы пересказа, творчески переосмыс-ливая развитие сюжета |
ПО6 Ответына вопросы |
5. ПО 6. давать краткий и полный ответ навопрос |
6. ПО 6. давать развернутый ответна вопрос |
7. ПО 6. давать аргументиро-ванныйответ на проблемный вопрос |
8. ПО 6. давать аргументи-рованный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты |
9. ПО 6. даватьразвернутый аргументиро-ванный ответ на проблемный вопрос со ссылкойнаисточники |
Анализиинтерпретациятекста
Обучающиеся должны уметь: |
|||||
Подраздел |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
АИ1. Жанр |
5. АИ 1. определять жанр и его признаки (былина, сказка, литератур-ная сказка) при поддержке учителя |
6. АИ 1. определять жанр и его признаки (рассказ, повесть, пьеса-сказка) |
7. АИ 1. определять жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворе-ние, фэнтези, фантасти-ческий рассказ) |
8. АИ 1. определять жанр и его признаки (трагедия, комедия, поэма) |
9. АИ 1. определять жанр и его признаки (сонет, роман, роман в письмах, святочный рассказ) |
АИ2. Тема иидея |
5. АИ 2. определять основную мысль произведе-ния при поддержке учителя |
6. АИ 2. определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы |
7. АИ 2. определять тему и идею произведе-ния, выражая своё мнение о поступкахгероев |
8. АИ 2. определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о проблематике |
9. АИ 2. определять тему и идею произведе-ния, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию |
АИ3. Компози-ция |
5. АИ 3. выделять в текстепроизведе-ния элементы композициипри поддержке учителя |
6. АИ 3. выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять их роль в сюжете произведения |
7. АИ 3. выделять в текстепроизведе-ния элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл |
8. АИ 3. выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять значение вставных эпизодов |
9. АИ 3. выделять в тексте произведения элементы композиции, различать виды композиции, объяснять значение лирических отступлений |
АИ4. Анализэпизодов |
5. АИ 4. анализиро-вать эпизоды, важные для характерис-тики главных героев, при поддержке учителя |
6. АИ 4. анализиро-вать эпизоды драматичес-ких и прозаических произведе-ний, важные для характерис-тики главных героев |
7. АИ 4. анализиро-вать в прозаичес-ком, драматичес-ком и лирическом произведе-ниях эпизоды, важные для характерис-тики главных и второстепен-ных героев |
8. АИ 4. анализировать эпизоды произведений, объяснять их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета |
9. АИ 4. анализиро-вать в произведе-нии эпизоды, важные для определения конфликта, объяснять связь с другими эпизодами |
АИ5. Характе-ристикагероев |
5. АИ 5. характери-зовать героев при поддержке учителя |
6. АИ 5. характеризо-вать героев, используя план и цитаты из текста |
7. АИ 5. характери-зовать героев произведе-ния на основе деталей и цитат из текста |
8. АИ 5. характеризо-вать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий |
9. АИ 5. характеризо-вать героев произведения на основе их социальных и межличност-ных отношений |
АИ6. Художест-венный мир произведе-ниявразных формах представ-ления |
5. АИ 6. анализиро-ватьхудожест-венное пространст-во и оформлять своё представле-ние в рисунках, схемах, кластерах и др. |
6. АИ 6. анализиро-вать художествен-ное пространство и время и оформлять своё представле-ние в рисунках, схемах, кластерах и др. |
7. АИ 6. анализиро-вать сюжет и компози-цию, художест-венные образы и оформлять своё представле-ние в таблицах, схемах, кластерах, презентаци-ях и др. |
8. АИ 6. анализировать систему образов, хронотоп, структуру произведения и оформлять своё представление с помощью различных способов свёртывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы и пр.) |
9. АИ 6. анализиро-ватьхудожест-венный мир произведе-ния, оформляя своё представле-ние с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы и пр.) |
АИ7. Отноше-ниеавтора |
5. АИ 7. определять отношение автора к главным героямпри поддержке учителя |
6. АИ 7. определять отношение автора к главным и второстепен-ным героям |
7. АИ 7. определять отношение автора к главным и второсте-пенным героям, аргументи-руя свою позицию |
8. АИ 7. определять способы выражения авторского отношения к героям |
9. АИ 7. определять способы выражения авторского отношения к героям и изобража-емым событиям |
АИ8. Литератур-ныеприемы и изобрази-тельные средства
|
5. АИ 8. анализиро-вать изобрази-тельные средства в художест-венном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм и др.) при поддержке учителя |
6. АИ 8. анализиро-вать изобразитель-ные средства (метафоры, олицетворе-ния) и фигуры поэтического синтаксиса (риторичес-кие вопросы, обращения, восклицания, антитезы, перифразы и др.) |
7. АИ 8. анализиро-вать изобрази-тельные средства и фигуры поэтическо-го синтаксиса в художест-венном тексте (аллитера-ции, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм и др.) |
8. АИ 8. анализировать способы авторской характеристики героев, изобразитель-ные средства, в том числе звукопись и цветопись, фигуры поэтического синтаксиса (риторические фигуры, антитезы, перифразы, инверсии, анафоры, градация), литературные приемы (символ, психологичес-кий параллелизм, автобиогра-физми др.) |
9. АИ 8. анализиро-вать средства и приемы создания образов, изобрази-тельные средства и фигуры поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры, олицетворе-ния, риторические фигуры, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры, градация, парцелляция и др.) |
АИ9. Творчес-коеписьмо |
5. АИ 9. писать творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литератур-ные темы по опорным словам, иллюстра-циям и др.) |
6. АИ 9. писать творческие работы (мифы, рассказы, мини-сочинения на литературные темы, сравнитель-ныехарактерис-тики и др.), выражая свое понимание прочитанного, используя изобразитель-ные средства языка |
7. АИ 9. писать творческие работы (сочинения, притча, отзыв, репортаж, интервью с литератур-ным героем и др.), выражая своё отношение к прочитан-ному, используя изобрази-тельные средства языка |
8. АИ 9. писать творческие работы (письмо литературному герою, сценарии и др.), выражая отношение к герою, его поступкам, используя изобразитель-ные средства |
9. АИ 9. писать сочинения на литератур-ные и свободные темы, рецензии (на спектакли и/или экранизации произведе-ния) и др. |
Оценка и сравнительный анализ
Обучающиеся должны уметь: |
|||||
Подраздел |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
ОС1. Оценива-ниехудожест-венного произведе-ния |
5. ОС 1. участвовать в обсуждении произведе-ния, выражая свои мысли и чувства |
6. ОС 1. участвовать в обсуждении произведения, оценивая поступки главных героев |
7. ОС 1. участвовать в обсуждении произведе-ния, выражая мнение о героях и событиях |
8. ОС 1. участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора |
9. ОС 1. участвовать в обсуждении произведения, объясняя свою позицию с учетом различных мнений, оценивая актуальность проблематики произведения |
ОС2. Сравнение художест-венногопроизведе-нияс произведе-ниями другихвидов искусства |
5. ОС 2. сравнивать художест-венноепроизведе-ние с произведе-ниями других видов искусства, объясняя сходства и различия при поддержке учителя |
6. ОС 2. сравнивать художествен-ное произведение с произведени-ями других видов искусства, объясняя сходства и различия при поддержке учителя (план сравнитель-ной характеристи-ки) |
7. ОС 2. сравнивать художест-венноепроизведе-ние с произведе-ниями других видов искусства, характери-зуя сходства и различия в средствах создания образов |
8. ОС 2. сравнивать художествен-ное произведение с произведени-ями других видов искусства, характеризуя специфичес-кие средства создания образов в разных видах искусства |
9. ОС 2. сравнивать художествен-ное произведение с произведения-ми других видов искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов, выделяя индивидуаль-ные авторские приемы |
ОС3. Сопостав-лениепроизведе-ний литературы |
5. ОС 3. сопостав-лятьпроизведе-ния (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике, при поддержке учителя |
6. ОС 3. сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике и проблематике |
7. ОС 3. сопостав-лятьпроизведе-ния (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблемати-ке/ жанру |
8. ОС 3. сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблемати-ке/жанру, учитывая особенности национальной культуры |
9. ОС 3. сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблематике/ жанру, учитывая особенности национальной культуры; объяснять позицию авторов |
ОС4. Оценива-ниевысказы-ваний |
5. ОС 4. оценивать устные и письменные высказыва-ния (свои, одноклас-сников и другие) с точки зрения соответствия теме |
6. ОС 4. оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклас- сникови другие) с точки зрения полноты раскрытия темы, уместности цитирования
|
7. ОС 4. оценивать устные и письменные высказыва-ния (свои, одноклас- сников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирова-ния, композици-онного единства |
8. ОС 4. оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклас-сников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композици-онного единства и фактологи-ческой точности |
9. ОС 4. оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассни-ков и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композицион-ного и стилевого единства, фактологичес-кой точности |
Настоящая учебная программа реализуется в соответствии с Долгосрочным планом кТиповой учебной программе по учебному предмету «Русская литература» для 7-9 классов уровня основного среднего образованияпо обновленному содержанию.
Приложение
к Типовой учебной программе
по учебному предмету «Русская литература»
для 5-9 классов уровня основного
среднего образования по
обновленному содержанию
Долгосрочный план
по реализации Типовой учебной программы по учебному предмету «Русская литература» для 5-9классов уровня основного среднего образованияпо обновленному содержанию
5 класс
Тема |
Изучаемыепроизведения |
Навыки |
Целиобучения |
1-я четверть |
|||
Героический эпос |
|
Понимание и ответы на вопросы |
5. ПО 1., 5. ПО 2., 5. ПО 3., 5. ПО 4., 5. ПО 6. |
Анализ и интерпретация |
5 АИ 5.,5. АИ 8. |
||
Оценка и сравнительный анализ |
5. ОС 1. |
||
2-я четверть |
|||
Литературная поэтическая сказка |
|
Понимание и ответы на вопросы |
5. ПО 2., 5. ПО 3., 5. ПО 5. |
Анализ и интерпретация |
5. АИ 1., АИ 2., 5 АИ 3., 5. АИ 4., 5 АИ 5., 5. АИ 9. |
||
Оценка и сравнительный анализ |
5. ОС 3. |
||
3-я четверть |
|||
Литературная прозаическая сказка |
|
Понимание и ответы на вопросы |
5. ПО 1., 5. ПО 3., 5. ПО 6. |
Анализ и интерпретация |
5. АИ 2., 5. АИ 4., 5 АИ 5., 5. АИ 6., 5. АИ 7., 5 АИ 8. |
||
Оценка и сравнительныйанализ |
5. ОС 2. |
||
4-я четверть |
|||
Фольклорные элементы в литературных произведениях |
|
Понимание и ответы на вопросы |
5. ПО 2., ПО 3., 5. ПО 4. |
Анализ и интерпретация |
5. АИ 3., 5. АИ 4., 5 АИ 5., 5. АИ 6., 5. АИ 7., 5 АИ 8., 5. АИ 9. |
||
Оценка и сравнительный анализ |
5. ОС 4. |
6 класс
Тема |
Изучаемыепроизведения |
Навыки |
Целиобучения |
|
1-я четверть |
||||
Мифы народов мира |
|
Понимание и ответы на вопросы |
6. ПО 1., 6. ПО 2., 6. ПО 3., 6. ПО 5. |
|
Анализ и интерпретация |
6. АИ 1., 6. АИ 3., 6. АИ 5., 6. АИ 9. |
|||
Оценка и сравнительный анализ |
6. ОС 1. |
|||
2-я четверть |
||||
Тема Рождества в литературе |
|
Понимание и ответы на вопросы |
6. ПО 1., 6. ПО 3., 6. ПО 5., 6. ПО 6. |
|
Анализ и интерпретация |
6. АИ 2., 6. АИ 3., 6. АИ 4., 6. АИ 5., 6. АИ 7. |
|||
Оценка и сравнительныйанализ |
6. ОС 3. |
|||
3-я четверть |
||||
Нравственный выбор человека |
|
Понимание и ответы на вопросы |
6. ПО 4. |
|
Анализ и интерпретация |
6. АИ 1., 6. АИ 2., 6. АИ 4., 6. АИ 5., 6. АИ 6., 6. АИ 7. 6. АИ 8., 6. АИ 9. |
|||
Оценка и сравнительный анализ |
6.ОС 2. |
|||
4-я четверть |
||||
Сказочные и мифологические элементы в литературных произведениях |
|
Понимание и ответы на вопросы |
6. ПО 1., 6. ПО 2., 6. ПО 3., 6. ПО 4., 6. ПО 6. |
|
Анализ и интерпретация |
6. АИ 5., 6. АИ 6., 6. АИ 8. |
|||
Оценка и сравнительныйанализ |
6. ОС 4. |
7 класс
Тема |
Изучаемыепроизведения |
Навыки |
Целиобучения |
1-я четверть |
|||
Притчи и легенды в литературе |
|
Понимание и ответы на вопросы |
7. ПО 1., 7. ПО 2., 7. ПО 3., 7. ПО 4., 7. ПО 6. |
Анализ и интерпретация |
7. АИ 2.,7. АИ 3., 7. АИ 4., 7. АИ 5. |
||
Оценка и сравнительный анализ |
7. ОС 1. |
||
2-я четверть |
|||
Человек и природа |
А.С. Пушкина, С.А. Есенина, А.А. Фета
|
Понимание и ответы на вопросы |
7. ПО 3. |
Анализ и интерпретация |
7. АИ 1.,7. АИ 2., 7. АИ 3., 7. АИ 5., 7. АИ 6., 7. АИ 8., 7. АИ 9. |
||
Оценка и сравнительныйанализ |
7. ОС 3. |
||
3-я четверть |
|||
Сатира и юмор в литературе |
|
Понимание и ответы на вопросы |
7. ПО 1., 7. ПО 2., 7. ПО 3., 7. ПО 5., 7. ПО 6. |
Анализ и интерпретация |
7. АИ 5.,7. АИ 6., 7. АИ 7., 7. АИ 8. |
||
Оценка и сравнительныйанализ |
7. ОС 2. |
||
4-я четверть |
|||
Мораль, этика, ценности |
|
Понимание и ответы на вопросы |
7. ПО 4., 7. ПО 5. |
Анализ и интерпретация |
7. АИ 1.,7. АИ 3., 7. АИ 4., 7. АИ 5., 7. АИ 7., 7. АИ 9. |
||
Оценка и сравнительныйанализ |
7. ОС 4. |
8 класс
Тема |
Изучаемыепроизведения |
Навыки |
Целиобучения |
1-я четверть |
|||
Дети и взрослые |
|
Понимание и ответы на вопросы |
8. ПО 1., 8. ПО 2., 8. ПО 3., 8. ПО 4., 8. ПО 5., 8. ПО 6. |
Анализ и интерпретация |
8. АИ 2., 8. АИ 3., 8. АИ 5. |
||
Оценка и сравнительный анализ |
8. ОС 1. |
||
2-я четверть |
|||
Любовь и честь |
1.У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» 2. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» 3. Лирика поэтов 19 века 4. О.О. Сулейменов. «Последнее слово акына Смета» |
Понимание и ответы на вопросы |
8. ПО 2., 8. ПО 3. |
Анализ и интерпретация |
8. АИ 1., 8. АИ 2., 8. АИ 3., 8. АИ 6., 8. АИ 7., 8. АИ 8., 8. АИ 9. |
||
Оценка и сравнительныйанализ |
8. ОС 2.,8. ОС 3. |
||
3-я четверть |
|||
Сатира и юмор |
|
Понимание и ответы на вопросы |
8. ПО 1., 8. ПО 5., 8. ПО 6. |
Анализ и интерпретация |
8. АИ 4., 8. АИ 5., 8. АИ 6., 8. АИ 7., 8. АИ 8. |
||
Оценка и сравнительныйанализ |
8. ОС 2., 8. ОС 3. |
||
4-я четверть |
|||
Мечты и реальность |
1. М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» 2. А. Грин. «Алые паруса» 3. А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» 4. М. Цветаева. Лирика 5. А. Ахматова. «У самого моря» |
Понимание и ответы на вопросы
|
8. ПО 3., 8. ПО 4. |
Анализ и интерпретация |
8. АИ 1., 8. АИ 4., 8. АИ 6., 8. АИ 7., 8. АИ 8., 8. АИ 9. |
||
Оценка и сравнительныйанализ |
8. ОС 1., 8. ОС 4. |
9 класс
Тема |
Изучаемыепроизведения |
Навыки |
Целиобучения |
1-я четверть |
|||
Странности любви |
1. У. Шекспир. Сонеты 2. П.Н. Васильев. «И имя твоё…» и другие стихотворения 3. А.С. Пушкин. Лирика, «Цыганы» 4. И.С. Тургенев. «Ася» 5. А.И. Куприн. «Олеся» |
Понимание и ответы на вопросы |
9. ПО 1., 9. ПО 2., 9. ПО 3.,9. ПО 4., 9. ПО 5., 9. ПО 6. |
Анализ и интерпретация |
9. АИ 2., 9. АИ 3., 9. АИ 5., 9. АИ 8. |
||
Оценка и сравнительный анализ |
9. ОС 1. |
||
2-я четверть |
|||
Тема маленького человека |
|
Понимание и ответы на вопросы |
9. ПО 2., 9. ПО 3. |
Анализ и интерпретация |
9. АИ 1., 9. АИ 2., 9. АИ 3., 9. АИ 6., 9. АИ 7., 9. АИ 8., 9. АИ 9. |
||
Оценка и сравнительныйанализ |
9. ОС 2. |
||
3-я четверть |
|||
Сатира на общество |
|
Понимание и ответы на вопросы |
9. ПО 1., 9. ПО 5., 9. ПО 6. |
Анализ и интерпретация |
9. АИ 4., 9. АИ 5., 9. АИ 6., 9. АИ 7., 9. АИ 8. |
||
Оценка и сравнительныйанализ |
9. ОС 2., 9. ОС 3. |
||
4-я четверть |
|||
Тайны человеческой души |
|
Понимание и ответы на вопросы |
9. ПО 3., 9. ПО 4. |
Анализ и интерпретация |
9. АИ 1., 9. АИ 4., 9. АИ 6., 9. АИ 7., 9. АИ 8., 9. АИ 9. |
||
Оценка и сравнительныйанализ |
9. ОС 3., 9. ОС 4. |