Преподаватель: Калиева-Стихиляс Т.В.
Образовательное
учреждение: КГУ «Вознесенская
средняя школа»
Класс: 3
Предмет:
русский язык
Тема урока: Изменение имен
существительных по числам
Цель урока: формировать умения изменять имена существительные по
числам, определять число имен существительных.
Задачи урока:
1.
Образовательные:
- Учить учащихся
употреблять в речи имена существительные; изменять имена существительные по
числам.
2. Развивающие:
- способствовать развитию
речи, внимания, орфографической
зоркости;
-
развитие интереса к способам учебной деятельности.
3. Воспитательные:
-
воспитание любви к языку, аккуратность.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран;
презентация;
- карточки;
-словарные
слова
- иллюстрация
- волшебная коробка
- шляпа волшебника
- звёзды
Ход урока.
1. Организационный момент.
Психологический настрой
Здравствуйте ребята. Сегодня на
уроке у нас гости, поприветствуем их. Каждый новый день надо
начинать с хорошим настроением. Улыбнемся и пожелаем друг другу удачи на уроке.
Ребята. У вас на столах лежат звёздочки разного цвета. Посмотрите на них и скажите:
“Какие цвета у звездочек?”
Желтый - радость
Зелёный – спокойствие
Красный – тревога.
Возьмите ту карточку, которая
соответствует вашему настроению, и покажите классу.
-У всех хорошее настроение, все готовы
активно по работать. Работать мы будем по
маршрутному листу (Объяснение). Критерии оценивания.
2. Актуализация опорных знаний
Стук в дверь
Кто же это может быть? Ребята нам передали
конверты и шляпу. Странно на конверте, ничего не
написано. Давайте откроем конверт и посмотрим, что там. Здесь разрезные
картинки. Давайте соберём картинку и узнаем от кого же письмо (дети собирают
картинку).
(Изображение
Звездного волшебника на доске )
Всё ясно, письмо нам прислал Звёздный
волшебник. Теперь мы можем его прочитать.
Письмо
«Здравствуйте,
дорогие ребята! Я прошу Вас помочь мне вернуть волшебную силу шляпы. Поможем ребята? Для этого Вам нужно выполнить все задания.
Задания вы найдете на моих звёздочках. Выполнив задания, вы должны собрать все звёзды на мой
колпак. Тогда волшебная сила моего колпака вернётся. Вы готовы? Тогда удачи!
Откройте тетрадь запишите сегодняшнюю дату и Классная работа
16 ноября
Классная работа
Комментирует.
------ Вот первая звезда.
Слушайте
задание:
Минутка чистописания
-
Догадайтесь, какие буквы будем писать на чистописании
Груз,
мороз, арбуз, глаз.
- Прочитайте слова. Что вы заметили? Как
произносится парный согласный на конце слова? Какой звук слышится?
-
Назовите буквы, которые обозначают эти звуки.
- Спишите
с доски, продолжив закономерность
сзс З зсз
С сзс З
-
Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Спишите, найдите слова с парными согласными
на конце слова. Подчеркните, подберите проверочные слова.
Следим
за посадкой детей, наклоном тетради
-
Молодцы, справились с первым заданием. Приклеим
первую звезду на шляпу.
Вторая звезда – второе задание
Словарная работа.
На доске словарные слова вам нужно в
словарное слово вставить пропущенную букву. Записать и поставить ударение.
Берёзы , топор, лопата, корова,
собака, снегири, воробей, вороны.
Гласные буквы: И, О, О, О, А, Е, О, И, Е О.
- Ребята к какой части речи относятся данные слова? ( Им. сущ)
- Что такое имя существительное?
- Что еще мы знаем об имени существительном?
- В каком роде бывают имена существительные? (м.р, ж.р, ср.р)
имена существительные : Собственные, нарицательные., одушевленные и
неодушевленные.
-Молодцы, справились со вторым заданием. Приклеим вторую звезду на шляпу.
3
Мотивационно целевой этап
Третья
звезда – третье задание
Посмотрите внимательно на картинки
КАРАНДАШ
КАРАНДАШИ
- Что вы заметили? Что можно
сказать?
Ответы детей: С одной стороны один карандаш, а с другой много карандашей.
Учитель. Один в каком числе
употребляется? Единственное число
Какое число
обозначает много предметов? Множественное число?
Давайте вернёмся к
нашим словарным словам
- На какие две группы можно их
разделить?
Мн.ч Ед.ч
Берёзы |
Топор |
Снегири |
Лопата |
вороны |
Собака , корова, воробей. |
- Кто из вас может сформулировать тему нашего урока? (изменять имена
существительные по числам)
Сформулируйте тему
урока.
Тема урока: Изменение
имен существительных по числам
- Чему мы должны
научиться на уроке?
Цель урока: формировать умения
изменять имена существительные по числам, определять число имен
существительных.
Сформулировать правило с
детьми.
Имена существительные
изменяются по числам. Они могут употребляться в единственном числе или во
множественном числе.
- Сравнения правила с
учебником стр. 108 (Чтение ребенка)
-Молодцы, справились с третьим заданием. Приклеим третью звезду на шляпу.
Четвертая звезда – четвертое задание
Найдите
в маршрутном листе задание по № 1. Работа с
учебником стр. 109 упр. 243
Измени
число имён существительных. Запиши пары слов. Обозначь окончание в словах
под номером один.
- Что такое окончание? (Это изменяемая часть слова, которая
служит для связи слов в предложении)
1. Нож (ед.ч.)-ножи (мн.ч.), и т.д.
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: Имена существительные изменяются по числам. Они
могут употребляться в единственном числе или во множественном числе.
Оценивание работы в
маршрутных листах.
Молодцы справились с
четвёртым заданием. Прикрепим четвёртую звездую
Пятая
звезда – пятое задание
Звёздный
волшебник предлагает отдохнуть.
Физминутка.
Приклеим
пятую звезду.
Шестая
звёздочка - Шестое задание
Возьмите маршрутный лист
найдите Задание №2
Задание: Найди в тексте имена существительные
и определи их число.
Осень
Пролетело веселое лето.
Вот и наступила холодная осень . Ваня и Федя копают картофель. Вера собирает фрукты и отправляют их в школьную столовую .
Проверьте
задание по ключу у вас на столах лежит конверт с ответом под № 2
Осень
Пролетело веселое лето
(ед.ч). Вот и наступила холодная осень (ед.ч). Ваня(ед.ч) и Федя
(ед.ч.) копают картофель(ед.ч). Вера (ед.ч) собирает фрукты
(мн.ч) и отправляют их в школьную столовую.
Оцените себя. Поставьте
оценку в маршрутный лист.
Приклеим шестую звезду.
Сделайте
вывод.
Вывод: Имя
существительное – это часть речи которая обозначает предмет и отвечает на
вопрос кто? что?. Изменяется по числам
Седьмая звёздочка – седьмое задание
Маршрутный лист. Найдите
задание под № 3.
Задание: Прочитай слова.
Найди в каждой группе лишнее слов и
подчеркни его..
1.
Шкаф, ковры, диван, кровать. ( ковры)
2.
Марка, конверт, деньги, телеграмма. (деньги)
3.
Учебники, дневники,
тетрадь, карандаши. (тетрадь)
4.
Коровы, лошади, петух, лисы. (петух)
Проверьте
задание по ключу у вас на столах лежит конверт с ответом под № 3
1.
Шкаф, ковры (мн.ч ), диван, кровать.
2.
Марка, конверт, деньги (ед.ч), телеграмма.
3.
Учебники, дневники, тетрадь (ед.ч), карандаши.
4.
Коровы, лошади, петух (ед.ч), лисы.
Оцените себя в маршрутном листе
Молодцы. Хорошо справились с заданием.
Последняя 8 звёздочка
– тест
Выберите правильный вариант ответа.
Тест:
1.
Выберите
верное утверждение:
А). Имя существительное – это часть речи.
Б). Имя существительное – это член предложения.
В).
Имя существительное – это часть слова
2.
На
какие вопросы отвечает имя существительное?
А). кто? что?
Б). какой?
Какое? Какая? Какие?
В). Что
делать? Что сделать?
3.
Что
обозначает имя существительное?:
А). действие
Б). предмет
В). признак
4.
Выберите строку, в которой все существительные множественного числа
А). шляпа,
крыша, руки.
Б). собака,
кошка, мыши.
В). игрушки, тетради, столы.
5.
Выберите строку, в которой все существительные единственного числа
А). Ракета, огурцы, кофта.
Б). Морковь, капуста, помидор.
В). огурец, помидоры, капуста.
Взаимопроверка по ключу
(презентация)
1. А
2. А
3. Б
4. В
5. Б
. Оценивание учащихся
Приклеим последнюю звёздочку
3. Подведение итога урока.
Давайте подведем итог
урока.
- Что мы узнали сегодня на
уроке? ( что имена
существительные изменяются по числам. Могут употребляться в единственном числе
или во множественном числе).
- Чему мы научились на уроке? (Определять число имен существительных)
Рефлексия
-Ребята, вы прошли все препятствия на пути, но волшебство не
происходит. Ведь у вас остались звёзды. Покажите
ваше настроение. Давайте ими украсим шляпу нашего звездного Волшебника.
Проигрывание музыки
(волшебной палочки из сказки)
Ребята посмотрите что
произошло?
- Что
это? (волшебная
коробка)
- А что
же внутри? Заглянем в нее!
-Мы нашли настоящие сокровища! (конфеты). Это для вас звёздный Волшебник
постарался. Значит, хорошо вы работали на уроке. На ваших конфетах записано домашнее задание
Оценивание
Домашнее задание: выучить правило стр. 108 стр. 110 упр 246.
Объяснения домашнего задания. Вам необходимо прочитать народные приметы.
Найти имена существительные, определить число.
На этом наш урок закончен.