Дата: 20.11.2017
Класс: 3 "Б"
Тема: Числовые и буквенные выражения
Цели:
1. Познакомить детей с новым математическим понятием
«Буквенные выражения», научить читать, записывать, находить значения
математических выражений.
2. Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать
составные задачи.
3. Развивать логическое мышление, внимание, речь
учащихся, умения делать выводы. Учить рассуждать, используя ранее изученные
знания.
4. Воспитывать любовь к животным, стремление помогать им.
Оборудование:
1. Индивидуальные карточки.
2. Аудиозапись «Голоса птиц».
3. Образец написания цифры 7.
4. Проектор.
5. Компьютер.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент
- Доброе утро, ребята! Посмотрите, друг
на друга, улыбнитесь друг другу. Пожелайте удачи!
- В природе есть солнце. Оно светит и
всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и
не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях .
- Сегодня на уроке нас ожидает необычные приключения,
потому что мы
отправляемся в математический лес. Путешествуя по нему, вы
познакомитесь с новым видом выражений, покажете свои вычислительные
навыки и умение решать задачи изученных видов, В лесу нужно быть
всегда предельно внимательными, а уж в математическом лесу тем
более,
Здравствуй, лес,
необычный лес,
Полный математических
чудес
Что узнаем мы с тобою?
Надо думать головою.
Как узнать да как
найти.
Все, что мы увидим, вы будете записывать в дневники наблюдений (в
тетради).
2. Каллиграфическая
минутка.
- Запишем в дневник наблюдений, какое сегодня число.
- Давайте
зарисуем его элементы в наши дневники наблюдений,
Учитель показывает образец правильного написания цифр 7.
- Какое число
мы записали?
3. Устный
счет
1.Произведение
чисел 3 и 6 равно______.
2.Разность чисел
23 и 19 _____.
3.Если число_____
умножить на 8, получится 40.
4.Если из 56
вычесть 37, получится ______.
5. 75 больше 25
на ______.
6.Частное чисел
42 и 6 равно ____.
7.Первое
слагаемое 45, второе ____, сумма равна 68.
8.Если число
_____ умножить на 7, получится 21.
4. Сообщение темы и целей урока
Прочитайте запись на доске.
•
5 + 3
•
14-(8 + 3)
•
7-4
---Как одним словом назвать эти записи? (выражения)
- Что такое выражение? (примеры)
- В выражениях присутствуют числа,
значит эти выражения называются? (числовые)
- Что значит найти значение выражения? (решить, записанные на доске примеры)
- Сегодня мы с вами познакомимся
еще с одним видом выражений и научимся находить значения этих выражений.
--Прочитайте тему урока. (Тема: ………… выражения)
- Мы не можем полностью прочитать тему сегодняшнего
урока, т.к. лесное чудовище зашифровала слово.
Чтобы
тему урока узнать,
Надо
вычислить и расшифровать.
9 12
15 18 21
24 25 27
35 выражения
У 10 + 2 = 12
Б 29 - 20 = 9
Е 40- 5 = 35
Ы 21 + 6 = 27
Е 14 + 7 = 21
Н 16 + 8 = 24
Н 20+ 5 = 25
В 48 – 30 = 18
К 10+5 = 15
ПОСТАВЬТЕ ЧИСЛА В ПОРЯДКЕ ВОЗРАСТАНИЯ.
-
Тропинка раздвоилась,
в вдалеке виден чей-то
домик. Для того
чтобы узнать, кто там живет, вышлем на каждую тропинку по
разведчику. Учитель вызывает к доске 2-х учеников. Они выполняют вычисления и записывают в
окошко домика полученный результат.
-Кто
живет в домике? (Ежик.)
-А ежик приготовил вам задание:
Послушайте
задачу.
Ежик по лесу гулял,
Всех грибами угощал.
Пять грибов он дал лисице,
Двадцать зайцу
И про белку не забыл –
Тридцать белых подарил.
Посмотрел в корзину... пусто,
И ежу вдруг стало грустно.
Сколько грибов было в
корзине ежа? Покажите мне ответы (55 грибов,) Как узнали?
5. Подготовительная работа к изучению
нового материала.
1. Устно.
- Посмотрите какая – то
карточка на пенёчке со странной записью. (2 + )
- Вы встречали такие записи? (И да, и нет).
- Как это понять? ( В окошко вставляли число
так, чтобы равенство было верным).
- А как вы думаете, можно подставить число в
эту запись?
- Давайте попробуем подставить числа, которые
принесли наши зверята .
-Читают числовые выражения
-Какой сделаем вывод? (Если в окошки подставлять разные числа,
получатся разные числовые выражения).
6. Объяснение нового материала.
- Мудрые
Математики решили заменить окошки латинскими буквами для обозначения любого
числа. Латинские буквы вы постепенно
выучите . Они у нас на таблице. Давайте и мы подставим в запись букву.
- Что получили? (Выражение)
- Что есть в нашем выражении? (Латинская
буква).
- Значит, как правильнее назвать? (Буквенное
выражение).
- Как называются выражения, в записях которых
присутствуют латинские буквы? - Хором.
-мы будем учиться читать, записывать и находить значения буквенных
выражений.
Читаем
буквы. В записи буквенных выражений используются строчные буквы латинского
алфавита.
-Научимся
писать некоторые буквы латинского алфавита.
-Запишем
свои наблюдения:
(учитель
пишет с объяснением на доске, а дети в тетради.)
a, b, c, d, k.
- Чтение
1 учеником вслух, а остальные следят.
- Как читаются буквенные выражения? (Так же, как и
числовые).
7. Физкультминутка
Звери устали и приглашают на
прогулку в лес. (Включается грамзапись пения птиц).
Мы выходим с вами в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Вдруг мы видим: из куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём
И в гнездо его кладём
На полянку мы выходим
Много ягод там находим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Впереди из-за куста
Смотрит рыжая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках убежим.
Стоп. Немножко отдохнём
Снова в школу мы зайдём.
8. Закрепление.
·
-
Упражнения в чтении и записи буквенных выражений
Следующий
зверек который приготовил нам задание это
Заяц
- Вот мы узнали, что такое
буквенное выражение, научились их читать. А теперь научимся их решать стр 86 №
2
- Прочитайте. Как вы думаете, как их будем
решать?
- Прочитаем план решения буквенных выражений:
1. прочитать;
2. записать;
3. подставить в
выражения;
4. вычислить.
9.Работа
над пройденным материалом.
1) Карточки: Вычислить
значение выражения
2) - В школе ждут наши
друзья. Белочка просит решить задачу и ответить , сколько у неё осталось
запасов на зиму?
Решение
задачи Почитать.
Белочка запасла грибы на
зиму: 60 рыжиков и 40 маслят. 10 грибов она уже отдала бельчатам. Сколько
грибов у неё осталось?
- О чём задача?
-Каких грибах?
- Что это за грибы? (съедобные).
- Что известно в задаче?
-Что надо узнать?
- Как запишем краткое условие?
(Ученик диктует, учитель
вывешивает краткую запись на плакате).
Было – 60 гр. И 40 гр.
Отдала – 10 гр.
Осталось - ?
- Решить задачу самостоятельно. Кто решит,
встаньте. Подумайте, а можно ли решить её другим способом.
1 сп. – (60 + 40) – 10 = 90
(гр.)
2 сп. – (60 – 10) +40 = 90
(гр.)
3 сп. – (40 – 10) + 60 = 90
(гр.)
Вывод. Ответ
одинаков, значит можно решать задачу любым способом, кому как удобно.
10 .Итог
урока. Лестница успеха
-Кого мы встретили на уроке?
-Сейчас вам нужно свой майлик
прикрепить на ту ступеньку как вы поняли тему
Домашнее задание.
(найти
разные способы решения задачи, кто сколько сможет)
Придумать
своё буквенное выражение и предложить завтра на уроке своему соседу найти его
значение