Сценарий занятия
личносто-ориентированного обучения
«Мир моих чувств»
Цель: - дать детям представление о богатом внутреннем мире
чувств каждого человека, о возможном развитии их;
- научить осознавать многообразие чувств и осуществлять
саморуководство;
- способствовать развитию личности ребенка.
Метод: стратегии «Кластер», «Чтение с остановками»,
«Диаграмма Венна», беседа, творческая деятельность, «Круг радости», круг «От
сердца к сердцу», работа с текстом.
Ход занятия
I. Введение в тему.
«Круг радости»
- Давайте почувствуем наше настроение и расскажем о нем
всем.
II. Обозначение проблемы.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в мир чувств
человека.
- Скажите, а какими чувствами может обладать человек?
Составление кластера
«Чувства»
- Как человек может их чувствовать?
- А где живут чувства человека?
III. Круг вопросов.
- У Василия Александровича Сухомлинского есть притча.
Однажды он рассказал своим маленьким ученикам притчу с необычным названием
«Красота».
- Скажите, а легко ли отыскать красоту? Почему?
- Давайте прочитаем притчу Сухомлинского. Может быть она вам
поможет понять, где живет красота и почему не всем дано ее увидеть. (чтение с
остановками)
Притча
“КРАСОТА” В.А. Сухомлинский
Узенькой тропинкой шли два
путника. С одной стороны, плескалось синее море, с другой – стояли горы.
Шли путники долго. Они искали
красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным
сердцем.
Человек с горячим сердцем
взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал:
– Какое оно сильное, могучее,
вечное – море.
А человек с холодным сердцем
сказал:
– Да. Много воды.
Первая остановка
1.
Что искали путники?
2.
Что искал человек с горячим сердцем, увидев море?
3.
А что ответил человек с холодным сердцем? Почему?
4.
Как вы относитесь к его словам?
Подошли путники к серому камню. У
человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:
– Смотри, какой прекрасный
цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем!
– Где ты видишь прекрасный
цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же серый камень. Вот и
трещина на нем, вот и пылью покрыт он. Камень…
Вторая остановка
1.
Что увидел в камне человек с горячим сердцем? Что он искал?
2.
Что ответил человек с холодным сердцем? Почему?
– Да, камень, но там, внутри,
цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освободить
его от каменного плена.
Человек с горячим сердцем много
дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу
и с тоской смотрел на море.
Наконец из-под осколков камня
показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился,
всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена.
Даже горы поднялись выше. Даже
волны морские затихали, и безбрежное море стало, как зеркало.
Только человек с холодным сердцем
ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал:
– Да, крепкий камушек….
IV. Определение путей решения проблемы.
- А сейчас я предлагаю вам заполнить диаграмму Венна (работа
в группах)
- Запишите, пожалуйста, в «горячее» сердце те чувства,
которые преобладают у человека с этим сердцем. И так же с «холодным» сердцем. А
посередине запишите общие качества, которые могут быть у них.
Диаграмма Венна
Защита своих работ
V. Творческая деятельность.
- А теперь давайте составим «Цветок наших чувств».
У вас на столах для каждого лежат заготовки цветов. Вам
нужно поселить в каждый лепесток какое-то чувство и закрасить цветом, с которым
это чувство у вас ассоциируется. (2-3 мин)
- Давайте поделимся нашими чувствами с присутствующими, вывесив
все цветочки.
(цветы вывешиваются на доску и подводится итог
творческому заданию)
VI. Обобщение.
Звучит тихая, спокойная музыка.
- А сейчас давайте встанем все в круг, возьмемся за
руки закроем глаза и представим только
добрые и радостные чувства и передадим эти чувства другим.
VII.
Рефлексия.
«От сердца к сердцу»
У учителя в
руках мягкая игрушка в виде сердечка.
- Наше сегодняшнее занятие завершается, и я предлагаю вам
рассказать о том, какие чувства испытывали вы во время занятия.