Вознесенская средняя школа |
«Статистические характеристики» |
Открытый урок |
Гептина Галина Ивановна 19.04.2017
|
Тема урока:Среднее арифметическое нескольких
чисел, размах, мода
Класс: 5
Предмет: математика
Цели урока
познакомить
учащихся с понятиями среднее арифметическое, мода, размах; рассмотреть
применение изучаемого материала в математике и в жизни;
-развивать
логическое мышление, интуицию, навыки исследовательской деятельности;
Воспитывать умение оценивать себя и товарища.
Воспитывать взаимовыручку
Тип
урока: урок
изучения нового материала
Методы:
·
Обучение –эвристический;
·
Преподавание- объяснительно-побуждающий;
·
Учения- частично-поисковый .
Эпиграф к уроку : Чем
больше я знаю, тем больше умею
Ход урока
1.Организационный
момент
2.
Активизация опорных знаний
/слайд 4 /Вычислите
сумму:
а/ 0,14+0,006 б/
2,78+5,22
в/
3,7+1,13
г/ 4+0,4
д/ 1,45+0,5
е/ 16,3+3,07
Найдите частное :
а/ 0,426: 7 б/
4,08:0,04
в/ 50:0,5 в/
0,18: 0,6
д/ 1:0, е/ 6:0,03
3.Изучение
нового материалаНа уроке вы будете приобретать знания.
Для одних – будет легко, для других – нет. Но это будет интересно и
необычно. В жизни часто используют такие
выражение как «средний заработок»,
«средняя температура» и другие.
Сегодня мы познакомимся с новым
типом задач, где нужно вычислять среднее значение чисел.
Ребята , сегодня мы с вами изучим новую тему. Она
называется «Среднее арифметическое нескольких чисел, размах, мода».Запишем в
тетрадях число и тему урока.
Рассмотрим
задачу /слайд 5/
У Ани 14 конфет, у Кати 9
конфет, а у Оли 10 конфет. Сколько конфет достанется каждой девочке, если
конфеты разделить поровну?А
как вы думайте, ребята, как можно разделить между девочками поровну конфеты?
14
+ 9 + 10 = 33 (конфеты
33
: 3 = 11 (конфет)
Число
11 называют средним арифметическим
чисел 14; 9 и 10.
Рассмотрим еще одну задачу /слайд
6/
Задача.
Миша, Петя и Коля были в походе. Подойдя к лесу, они решили сделать привал. У
Миши было 2 пирожка, у Пети 4 и у Коли 6. Все пирожки мальчики разделили
поровну и съели Сколько пирожков съел каждый?
(2 + 4 + 6):3=4 (пирожка)
Число
4 называют средним арифметическим чисел 2; 4 и 6.
Ребята, что называется средним
арифметическим чисел? /ответы учащихся/
/слайд 7/ Учащиеся записывают в
тетрадях определение Средним
арифметическим нескольких чисел называют частное от деления
суммы этих чисел на число слагаемых.
Среднее арифметическое = = (сумма чисел)
: (количество слагаемых)
Среднее
арифметическое ряда данных является одним из основных
статистических показателей
Наряду со
средним арифметическим широкое применение в статистике находят такие
характеристики, как размах и мода
А теперь,
найдём размах в данной задаче / слайд 8/
Среднесуточная
температура воздуха в первую неделю апреля
была: 3 0 , 4 0 ,5 0 , 8 0 ,
6
0 , 4 0, 7 0
С
Наибольшее значение- 8
0
Наименьшее значение- 3
0
Тогда 8 0 - 3
0 = 5 0
Ответ размах среднесуточной температуры воздуха за
неделю равен 5 0
А
теперь попробуйте вы дать определение, что называют размахом ?/
ответы учащихся/
/ слайд
9/Разность между наибольшим и наименьшим значением ряда
данных называется размахом/ учащиеся записывают в тетрадях/ А
как вы думайте, что такое мода?
Например, большинству из вас
нравится какой-либо предмет и вы
считаете его наиболее интересным и необходимым. Такой предмет и есть мода предметов.
Какая оценка является модой оценок и почему?/ответы
учащихся/Ученик в течении четверти получил по математике оценки
5,5,5,4,3,4,5,4,5,5
Число,часто
встречающееся среди данных чисел, является модой этих чисел. / учащиеся записывают в тетрадях/
4. Закрепление изученного материала
Решение задач № 1214,1215,1217 с
каждого ряда по одному ученикуу доски
Закрепление ваших
знаний будет проходить в виде парусной
регаты. Знает ли кто из вас, что обозначает слово "регата"? Регата -
это традиционно проводимые гонки спортивных судов. Я раздам вам карты они будут у нас борт журналами. Каждый из вас капитан парусника и вы сами
заполняете борт карту.
БОРТ КАРТА / слайд 10/
|
Устные упражнения |
Диктант |
Тестовая работа |
|
С |
|
|
|
Ф |
Т |
|
|
|
и |
А |
|
|
|
н |
Р |
|
|
|
и |
Т |
|
|
|
ш |
1 задание Устные упражнения Запишите
в тетрадях цифры столбиком от 1 до 5
1 вариант 2 вариант / слайд 11/
1.
5 и 3 7 и9
2.
10 и 12 15 и 17
3.
30 и 50 100 и 90
4.
0,6 и 0,4 1,2 и 1,8
5.
0,25 и 0,75 2,1 и 3,5
Ответы / слайд
12/
1. 4
82. 11 163.
40 95 4. 0,5
1,5 5. 0,5 2,8
Напротив каждого правильного ответа ставим
"+". Сколько плюсиков , такую же оценку выставляете в борт карту.
2 задание Математический диктант/ слайд 13/
если утверждение правильное –В, неправильное –Н
1.
6,87 приблизительно равно 6,8 с точностью до десятых
2.
Среднее арифметическое чисел 0,6; 0,3 ; 0,4
равно 0,605
3.
Даны числа 15,21,17,18,19, а чило 18 ,является модой
4.
Даны числа 41,43,40,39 число 4, является размахом ряда чисел
5.
Даны числа 100,150,180,170 число 150 ,является
средним арифметическим чисел
Ответы / слайд 14/
1.
Н
2.
Н
3.
Н
4.
В
5.
В
Также заносим оценку
в борт карту
3 - Практическое
задание / слайд 15/
Найти среднее арифметическое, размах и моду в данных задачах
Каждому ученику розданы, произвольное
количество конфет, ученикам каждого ряда,
надо разделить конфеты поровну.
Физминутка / слайд 16/
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре», «пять».
С силой их к плечам прижать – это
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
4 задание- Тестовая
работа / слайд 17/
1. Найдите
среднее арифметическое чисел 1,5 и 2,3
А) 1,9 б) 3,8 в) 3
2. Размах данных чисел 2, 4, 6, и О
равно:
А) 3 б) 6 в) 4
3. Незнайка по математике получил следующие оценки 5, 3, 1, 4, 4, Найдите моду
оценок Незнайки.
А) 3 б) 4 в) 5
4. Вини - Пух съел 18 конфет, Пятачок - 9 конфет, Кролик - 3 конфеты. Сколько
конфет в среднем съел каждый?
А) 12 б) 5 в) 10
5. Найдите среднее арифметическое чисел: 20,22 и 18,26
А) 23,78 б) 19,24 в) 12,43
Проверка тестовой работы /
слайд 18/
1. Найдите
среднее арифметическое чисел 1,5 и 2,3
А) 1,9 Б)
3,8 В) 3
2. Среднее
арифметическое чисел 2, 4, 6, и 0 равно:
А) 3 Б)
6 В) 4
3. Незнайка по математике
получил следующие оценки 5, 3, 1, 4, 4, 1. Найдите среднюю оценку незнайки.
А) 3 Б)
4 В) 5
4. Вини - Пух
съел 18 конфет, Пятачок - 9 конфет, Кролик - 3 конфеты. Сколько конфет в
среднем съел каждый?
А) 12 Б) 5
В) 10
5. Найдите
среднее арифметическое чисел: 20,22 и 18,26
А) 23,78 Б) 19,24 В) 12,43
Напротив каждого правильного ответа ставим
"+". Сколько плюсиков , такую же оценку выставляете в борт карту.
5. Задание на дом № 1218 , №122 ( 2) стр 306 /слайд19 /
Творческое
задание: 1 вариант -вычислите средний рост всех членов семьи. 2
вариант- вычислите средний возраст всех членов семьи.
6 . Выставление
оценок
Ваши парусники пришли к финишу. Найдите средний балл,
округлите его и выставьте себе оценки . Борт
карты сдайте, для выставления оценок за урок.
7.Итог урока
-Что мы сегодня
узнали на уроке?
-что
мы научились делать?
В заключении я хочу сказать, что статистические характеристики очень удобны, их можно применять
везде. В общем, они сравнивают, стремятся к прогрессу и помогают узнать мнение
народа. В ходе работы над этой
темой вы познакомились с наукой
статистикой, узнали некоторые
понятия (среднее арифметическое, размах
и мода), где эта наука может быть применима, расширили свои познания и в
информатике
8.Рефлексия. /
слайд 20/
Каждому учащемуся
выдаётся "солнышко и тучка".– Ребята, я прошу вас дать оценку своей
деятельности на уроке.Изображение "солнышко" – старался, все получалось; работал в полную силу своих
возможностей; чувствовал себя уверенно.Изображение "солнышко, прикрытое тучкой" – старался, но не все
получалось, испытывал чувство неуверенности, боязни, что отвечу
неправильно.Изображение "тучка" – не старался, у меня не было желания
работать, сегодня не мой день.
Для размышления:
«Есть три вида лжи: обычная ложь, наглая ложь и статистическая»
- Урок закончился. Всем спасибо за работу.