«Ақмола облысы білім басқармасының  Бұланды ауданы білім бөлімі Вознесенка ауылының жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа села Вознесенка отдела образования по  Буландынскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

     

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Доклад на тему: «Игра как основной вид деятельности при формировании знаний и умений на уроках технологии»

10.01.2017

Игра как

основной вид деятельности при формировании знаний и умений на уроках

технологии.

Эффективным средством развития творческих способностей учащихся на уроке

технологии могут служить различные игровые ситуации. Играя, учащиеся ставят

перед собой творческие задачи, в решении которых им помогут знания,

разнообразные умения и навыки, выдумка, воображение, фантазия. Игры могут

побуждать учащихся к высказыванию оригинальных идей и принятия нестандартных

решений.

Что такое игра? В последнее время все большую популярность в педагогической

практике приобретают игровые методы, которые, несомненно, повышают интерес к

уроку и улучшают качество знаний учащихся, приводят к появлению новых

межличностных отношений «учитель – ученик». Односторонний взгляд на игру только

как на средство обучения и воспитания приводит к ограниченной оценке ее влияния

на будущее человека. Не учитывается то замечательное воздействие, которое она

оказывает на оптимистическое мироощущение ребенка в сегодняшнем дне. Бодрый,

целеустремленный, жизнерадостный игровой стиль детской жизни – непременное

условие здорового развития коллектива.

Игра – средство многогранное. С уверенностью можно говорить, что это и

самостоятельная деятельность, способствующая всестороннему развитию личности, и

средство формирования и сплочения коллектива, и метод организации других видов

деятельности, и эмоциональное состояние, и способ общения.

Игра, по определению психологов-педагогов, является важным средством

формирования ценностных ориентаций, деятельностью, в процессе которой более

успешно происходит усвоение учащимися нравственных форм поведения, развитие

творческих сил, воображения, фантазии, эстетических чувств. Эта форма

деятельности дает учащимся возможность общаться, проявляя при этом те качества,

которые не доступны им в повседневной школьной жизни. Общение учащихся в

игровых ситуациях дает им ощущение реальности, вносит иронию, шутку, юмор,

снимает напряжение, однообразие, усиливает мотивацию к учебной деятельности.

При этом в игре мотивация приобретает целый комплекс познавательных,

эстетических, нравственных, социальных побуждений, требующих от участников

принятия конкретных решений.

Игра – это мир практической деятельности ребёнка, но прежде это средство

воспитания. Существует большое разнообразие игр, направленных на развитие

интеллекта детей:

1.       

 

1.       

предметные

2.       

творческие, сюжетно-ролевые

3.       

дидактические

4.       

строительные, трудовые, технические, конструкторские

5.       

интеллектуальные

Используя различные виды игр, учитель имеет огромный арсенал способов

организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Каждая из них

направлена на развитие интеллекта детей и повышение их способностей. Через игру

и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий

жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми, формируются качества личности,

необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как

самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие

способности, умение работать коллективно.

Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Она

вызывает у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать

индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную

активность. Тем самым способствует повышению уровня успеваемости и развития мыслительных

процессов школьников. Игра хранит и передаёт по наследству огромную гамму

духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений. Существует большое

разнообразие игр и рассчитаны они на конкретный возраст играющих, время года,

уровень воспитанности и культуры.

Игра – это развивающая деятельность и форма жизнедеятельности,

сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми, посредник между миром

ребенка и миром взрослого. И всё же игра – это работа, считал Януш Корчак, в

которой нет слов «надо» и «не надо». В современной школе одной из важных целей

является индивидуальный подход к личности каждого ребёнка, особенно это важно в

подростковом возрасте. При этом игра выступает в роли неоценимого помощника.

Следовательно, игра является важным источником информации, и, конечно же,

средством развития мыслительных процессов детей.

Предметные игры выступают как манипуляции с игрушками и

предметами.

Через игрушки-предметы - дети познают форму, цвет, объем, материал, мир

животных.

Творческие, сюжетно-ролевые, игры в обучении – не просто

развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра

обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом. В результате игры у

детей рождается деятельность творческого воображения, происходит взаимосвязь

игровой, учебной и трудовой деятельности. Творческий характер сюжетно-ролевой игрыопределяется наличием в ней замысла, реализация

которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка

способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании

роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения.

Главными структурными компонентами творческой сюжетно-ролевой игры

являются:

- сюжет, который представляет собой отражение

ребенком окружающей его действительности;

- содержание - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и

характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их

деятельности, и развитие и усложнение, которого осуществляется по следующим

направлениям:

- усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связанности

изображаемого;

- постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой,

обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических

действий, словесных замещений);

- роль - средство реализации сюжета.

В игре происходит развитие важных особенностей мотивационной сферы личности

ребенка. Формируется соподчинение мотивов - подчинение ситуативных мотивов

более общим и высоким целям. Происходит формирования общественно-значимых

мотивов.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой

сюжетно-ролевой игры.

Сюжет игры - это та сфера действительности, которая

воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком

определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности

окружающих. На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются,

поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических,

природных условий. К сюжетно-ролевой игре можно отнести игру «Фирма по

изготовлению пластиковых окон.»

Игра «Фирма»

Цель: обеспечить дифференцированный подход при работе в подвижных группах.

Оборудование: карточки с названиями отделов; листы-заготовки для работы в

отделах; сигнальные карточки.

В ходе игры учитель выступает в роли консультанта фирмы.

ПЕРВЫЙ этап («мозговой штурм»)

Учитель объявляет тему и цели урока, проводит инструктаж начальников

отделов.

Научный отдел будет заниматься выдвижением гипотез; проектный –построением алгоритма; художественный – представлением проблемы в виде схемы; информационный – сбором информации; независимые эксперты будут заниматься индивидуальной работой по разным направлениям.

ВТОРОЙ этап (проектирование конкретной деятельности). Ученики работают в группах-отделах.

ТРЕТИЙ ЭТАП (защита, систематизация, оценка и отбор лучших проектов)

Учебный материал технологии способствует проведению различных игр во время

уроков. Игры, которые проводятся в процессе обучения, называютсядидактическими.

Дидактические игры способствуют формированию внимания,

наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности, инициативы;

решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или

повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. В

игре школьники охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы,

развивают способности и умения. Игра помогает сделать любой учебный материал

увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное

рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний; стимулирует

познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в

процессе учебной деятельности. Характер деятельности учащихся в игре зависит от

места ее на уроке или в системе уроков. Она может быть проведена на каждом

этапе урока и на уроке любого типа.

При подборе игр необходимо помнить, что они должны содействовать

полноценному, всестороннему развитию психики детей, их познавательных

способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать

интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности

Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир,

открывается простор для личной активности и творчества. Она должна быть

построена интересно, участники должны получать удовольствие от игры. В игре

обязательно должен присутствовать элемент соревнования.

Учитель должен соблюдать определенные требования к подбору игр. Они должны:

  • соответствовать изучаемому
  • материалу;
  • строиться с учетом
  • подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
  • базироваться на определенном
  • дидактическом материале и методике его применения.

Выделяют следующие виды дидактических игр:

Игры-упражнения. Они способствуют развитию познавательных способностей учащихся,

закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых

условиях. Примеры игр упражнений:кроссворды, ребусы, викторины. В 5–7-х

классах ученики на уроках учатся самостоятельно составлять по пройденному

материалу. Кроссворды, а в 8–10-х классах - сканворды, чайнворды,

филворды (из набора букв учащиеся вычеркивают

названия инструментов, станков, а по оставшимся буквам читают пословицы о

труде, изречения о труде).

Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала,

знакомят школьников с производственными процессами. После изучения определенной

темы учащимся предлагаетсяигра «Определи маршрут», в ходе которой

учащиеся должны восстановить текст выполнения той или иной технологической

операции. В тексте отсутствуют отдельные термины, названия инструментов.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и

ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к

учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме

занятий происходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства;

- в учебную деятельность школьника вводится элемент соревнования, который

переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым

результатом.

По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:

1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

2. познавательные, воспитательные, развивающие;

3. репродуктивные, продуктивные, творческие;

4. коммуникативные, диагностические.

Существует несколько групп игр, развивающих мышление, интеллект,

познавательную активность ребенка, умение логически мыслить.

Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы дети

познают форму, цвет, объем, материал, мир животных.

Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируются в задуманных условиях,

учащиеся играют определенные роли. Такие игры носят и профориентационный

характер. Учащиеся могут перевоплощаться в конструкторов, столяров, токарей,

руководителей предприятий и т. д.

Творческие, сюжетно-ролевые, игры в обучении – не просто

развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра

обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом. В результате игры у

детей рождается деятельность творческого воображения, происходит взаимосвязь

игровой, учебной и трудовой деятельности. Творческие, сюжетно-ролевые, игры в

обучении – не просто развлекательный прием или способ организации

познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим

потенциалом. В результате игры у детей рождается деятельность творческого

воображения, происходит взаимосвязь игровой, учебной и трудовой деятельности.

На уроках технологии при изучении темы «Современное производство и техническое

и профессиональное образование» уместно проведение ролевых игр, где учащиеся получают роли «Эксперта»,

«Хранителя времени», «Представителя профессии».

Строительные, трудовые, технические, конструкторские игры. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх

учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу,

подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой

деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая

активность вызывает познавательную активность.

Игры, способствующие развитию интеллектуальных

способностейшкольников интересны и увлекательны. К ним относятся интеллектуальные игры

типа «Счастливый случай», «Брейн-ринг», «Поле чудес», «Умники и умницы», «Что?

Где? Когда?», «КВН», «Счастливый случай». Учащиеся с большим азартом участвуют

в них, каждый стремится к победе.

Подборка игр для уроков технологии.

Слова наоборот.

Цель: развивать у детей способность быстро

производить мыслительные операции анализа и синтеза.

Ход проведения: детям говорится, что им сейчас будут зачитываться слова, и они должны в

уме переставить буквы наоборот и тут же записать в тетрадь получившийся

результат.

Набор слов: шило - олиш; ножницы – ыцинжон;

Труд и человек.

Цель: развивать логическое мышление, способность

анализировать и умение выявлять закономерности

Ход проведения: на доске зарисовывается схема. В этой схеме зашифрована фраза, в которой

сказано о роли труда в судьбе человека. Сначала нужно прочитать все буквы в

верхней половине кружков, а потом – в нижней. Завершает фразу слог, помещённый

в центральном кружке.

Труд и человек.

Цель: развивать логическое мышление, способность

анализировать и умение выявлять закономерности.

Ход проведения: на доске зарисовывается схема из кружков, в указанной последовательности.

В этой схеме зашифрована фраза о роли труда в судьбе человека. Сначала нужно

прочитать все буквы в верхней половине кружков, а потом – в нижней:

У\Ч, О\О, Т\А, Д\Е, З\В, Р\Л, С\Л,

Д\Е .Завершает фразу слог, помещённый в

центральном кружке

КА

Подсказка: начинать с буквы «Т» по часовой стрелке

через 2 кружка.

Ответ: Труд создал человека.

Разруби подкову.

Ход проведения: детям даётся задание «разрубить» подкову «топором» на 6 частей, не

перемещая частей после удара. Каждый рисует подкову и пробует её «разрубить» на

листочке.

Четыре прямые.

Ход проведения: на доске зарисовывается расположение точек. Необходимо перечеркнуть все

точки четырьмя прямыми линиями, не отрывая руки.

Сосчитайте.

Ход проведения: на доске зарисовывается фигура. Необходимо сосчитать, сколько

треугольников в фигуре? (15)

Разруби подкову.

Ход проведения: детям даётся задание «разрубить» подкову «топором» на 6 частей, не

перемещая частей после удара. Каждый рисует подкову и пробует её «разрубить» на

листочке.

Сколько кошек?

Задание: в комнате 4 угла. В каждом углу сидит

кошка. Напротив каждой кошки по 3 кошки, на хвосте у каждой кошки по 1 кошке.

Сколько всего кошек в комнате?(4)

Делёж.

Задание: как разделить 5 яблок между пятью лицами

так, чтобы каждый досталось по одному яблоку и 1 яблоко осталось в корзине? (4

по 1 яблоку, пятому - яблоко в корзине)

Ребусы

Цель: развивать логическое мышление, умения анализировать и синтезировать.

Ход проведения: детям показывалась карточка с ребусом. Кто первый догадается, должен

поднять руку. За правильный ответ давался жетон. Набравший игрок большее

количество жетонов, объявляется победителем.

Таким образом, игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности

можно применять на всех ступенях школьного образования.

Правильный отбор игр позволяет их использовать на различных типах уроков:

от изучения нового материала до уроков обобщения и систематизации знаний.

Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют

необходимые умения и навыки для данной возрастной группы: прежде всего

коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать

ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают

чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем.

Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет

решать целый комплекс педагогических задач. Применение игровых технологий в

процессе обучения повышают эффективность образования учащихся в области

безопасности жизнедеятельности. Но даже самая лучшая игра не может обеспечить

достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игровые технологии

необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы,

применяемых в обучении.

 

Просмотров: 394


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст